Трактор К-744Р отличается от тракторов К-744Р1 и К-744Р2 базой, моторной установкой, рамой, формой крыльев и отсутствием рессор переднего моста.
Тракторы К-744Р1/Р2 унифицированы между собой и отличаются конструкцией моторной части, блоком радиаторов и гидросистемой рулевого управления.
Трактор К-744Р3 имеет увеличенную массу за счѐт установки балласта, а также изменѐнный дизайн и облицовку капота.

На тракторах устанавливается четырехтактный восьмицилиндровый V-образный двигатель:

  • ЯМЗ-238НД5 – на тракторах К-744Р, К-744Р1;
  • 8481.10 – на тракторе К-744Р2;
  • 8481.10-02 и 8481.10-04 – на тракторе К-744Р3.

По заказу потребителя на тракторах К-744Р2 К-744Р3 могут устанавливаться двигатели OM457LA (Даймлер Крайслер).

Пуск двигателя производится электростартером. Для облегчения пуска при низких температурах тракторы оборудованы системой предпускового обогрева.
Система очистки воздуха - сухая, двухступенчатая, комбинированная, с отсосом пыли в выхлопную трубу.
На тракторах К-744Р3 применяется воздухоочиститель фирмы "Дональдсон" с большей пылеѐмкостью.
Для уменьшения загрязнѐнности воздухоочистителя тракторы К-744 серии "Р" комплектуются удлинѐнной воздухозаборной трубой.

ВНИМАНИЕ! Установку данной трубы на трактор необходимо производить таким образом, чтобы максимальный высотный габарит трактора не превышал 4-х метров от
опорной поверхности.

Система охлаждения двигателя закрытая, с компенсационным контуром, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Для поддержания оптимального теплового режима дизели ЯМЗ-238НД5 и 8481.10 снабжены автоматической системой управления вентилятором. При этом на двигателе ЯМЗ-238НД5 электромагнитный клапан управления вентилятором дополнительно оборудован шестигранным винтом для механического включения вентилятора.
В аварийном режиме (если электромагнит клапана вышел из строя) для принудительного включения вентилятора шестигранный винт необходимо до упора завернуть в корпус клапана.
При работе вентилятора в автоматическом режиме шестигранный винт должен быть вывернут до упора. Электромагнитный клапан расположен за шкивом привода вентилятора (под генератором).

ВНИМАНИЕ! Запрещается заправлять систему охлаждения двигателя и систему отопления водой.

Топливная система состоит из топливного бака, ручного топливоподкачивающего насоса, фильтров грубой и тонкой очистки топлива, топливоподкачивающего насоса, топливного насоса высокого давления с всережимным регулятором частоты вращения, автоматической муфты опережения впрыска топлива, топливопроводов низкого и высокого давления и форсунок. Система выпуска газа - с одним глушителем и соединительными патрубками.

В трансмиссию трактора входят полужесткая муфта и редуктор привода насосов, коробка передач, карданная передача, промежуточная опора и ведущие мосты.

Полужесткая муфта и редуктор привода насосов служат для передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач. Редуктор осуществляет также привод к насосам гидросистем управления поворотом и навесного устройства.

Трактор оснащен механической системой управления переключением режимов КП.

Коробка передач - механическая, многоступенчатая, четырехрежимная, с шестернями постоянного зацепления, с механическим приводом переключения режимов и гидравлическим переключением передач без разрыва потока мощности в пределах любого из режимов. Позволяет изменять скорость движения трактора, осуществлять движение задним ходом, включать задний ведущий мост, передавать крутящий момент на механизм отбора мощности (МОМ), производить пуск двигателя с "буксира", а также обеспечивать привод насосов рулевого управления от колес при буксировке трактора с неисправным двигателем.

Карданная передача состоит из карданного вала коробки передач, карданного вала переднего моста, промежуточного вала заднего моста, промежуточной опоры и карданного вала заднего моста.
Промежуточная опора связывает карданные валы, передающие крутящий момент от раздаточного вала коробки передач к заднему мосту.

Оба моста трактора являются ведущими и служат для увеличения крутящего момента, подводимого к ним от коробки передач, и передачи его на колеса. На тракторах К-744Р1
и К-744Р2 передний ведущий мост трактора подвешен к раме на двух полуэллиптических
рессорах с телескопическими гидравлическими амортизаторами. На тракторе К-744Р передний ведущий мост крепится к раме жестко. Задние мосты всех тракторов крепятся к раме
жестко.

Рабочие тормоза - сухие, колодочного типа, с раздельным пневматическим приводом на передние и задние колеса, установлены в конечных передачах ведущих мостов.
Стояночный тормоз - с пневмопружинным аккумулятором, совмещенным с пневмокамерами переднего моста.
Нa обоих ведущих мостах колеса с шинами низкого давления. На тракторах К-744Р, установлены шины 28,1R-26 модели ФД-12; на тракторах К-744Р1 – шины 30,5R-32 модели Ф-81 или 28,1R-26 модели ФД-12; на тракторах К-744Р2, К-744Р3 – шины 30,5R-32 модели Ф-81.

 

Система управления поворотом трактора - с силовым приводом.

Поворот трактора осуществляется с помощью двух гидроцилиндров за счѐт разворота полурам трактора относительно друг друга, вокруг вертикального шарнира. Пропорциональная углу поворота и скорости вращения рулевого колеса подача рабочей жидкости к гидроцилиндрам осуществляется насосом-дозатором и усилителем потока (на тракторе К-744Р2) или гидрорулем (на тракторах К-744Р, К-744Р1).

В гидросистеме рабочего оборудования на тракторах может быть установлен шестерѐнный насос или насос с регулируемым расходом.
На тракторах К-744Р, К-744Р1 для разгрузки насоса рулевого управления и дополнительной подачи рабочей жидкости в систему управления поворотом от насоса системы рабочего оборудования установлен приоритетный клапан.

Два напорных фильтра обеспечивают очистку рабочей жидкости, поступающей от насосов к узлам гидросистемы.

Схемы гидросистемы рулевого и навесного оборудования приведены в Приложениях 2, 2А и 2Б.

Рама состоит из двух полурам: передней и задней, соединенных шарнирным устройством. Полурамы могут поворачиваться относительно друг друга вокруг горизонтального и вертикального шарниров.

Кабина - со встроенным защитным каркасом, цельнометаллическая, двухместная, герметичная, с отоплением, вентиляцией и кондиционером, с теплопоглощающими тонированными стеклами. Внутри кабина облицована термошумоизоляционным материалом.

В кабине установлены два сиденья, снабженные ремнями безопасности. Сиденье водителя - подрессоренное, регулируется по высоте, углу наклона спинки, в продольном направлении и в зависимости от массы водителя.

Рулевая колонка имеет пять фиксированных положений: номинальное положение под углом 25° к горизонту, три – через каждые 5° от номинального положения при наклоне "на себя" и одно – "от себя".
Изменение угла наклона производится при нажатой педали, расположенной в основании рулевой колонки.
Регулировка рулевого колеса по высоте производится при вывернутом на 2-3 оборота маховике, расположенном в центре рулевого колеса.

Пневматическая двухконтурная система обеспечивает одновременную работу тормозов трактора и прицепов, ручное управление тормозами прицепов при движении и на стоянке, привод стояночного тормоза, управление пневмосистемой прицепов с однои двухпроводным приводом, отбор воздуха при буксировке другого трактора, для накачки шин, для обдува трактора и др. В частности, на тракторе К-744Р установлена однопроводная система управления тормозами прицепа, а также кран ручного подтормаживания прицепом.

На тракторах К-744Р1, К-744Р2, К-744Р3 может быть установлена дополнительно (к однопроводной) двухпроводная система управления тормозами прицепа.

Схема пневмосистемы трактора приведена в Приложениях 1, 1А, 1Б.
Система электрооборудования – напряжением 24 В, однопроводная, минусовые клеммы соединяются с "массой" трактора. Источниками электроэнергии служат две аккумуляторные батареи и генератор переменного тока, работающий совместно с регулятором напряжения. Электрические цепи потребителей электроэнергии защищены от коротких замыканий блоками плавких предохранителей. На тракторах имеется возможность подключения к электропитанию с напряжением 12 В. Колодка для подключения находится под крышкой в правой нижней части опоры щитка приборов рядом с наклейкой "12 В". Схема электрооборудования приведена в Приложении 9.

Расположение рычагов управления
гидрораспределителем трактора

1 – управление гидросистемой навески трактора;
2, 3, 4, 5 – управление внешними гидролиниями
Расположение на тракторе выводов для
подключения внешних гидролиний

2, 3, 4, 5 – выводы для подключения к внешним
гидролиниям от одноимѐнных рукояток 2, 3, 4, 5

 

Трактор снабжен раздельно-агрегатной гидравлической системой и трехточечным навесным устройством, которое служит для обеспечения присоединения навесных и полунавесных сельскохозяйственных машин и орудий к трактору, регулировки их в рабочем положении и перевода их в транспортное положение. На тракторах в гидросистеме рабочего оборудования установлен 4-х или 5-секционный гидрораспределитель с дистанционным тросовым управлением, четыре секции из них (рычаги 2, 3, 4, 5) предназначены для подключения к внешним гидролиниям.

Золотник секции с регулятором не имеет автомата возврата в нейтраль.

Для снижения потерь в гидросистеме и исключения еѐ перегрева при работе с сеялками, оборудованными гидромотором привода вентилятора, в ЗИПе трактора имеется комплект для обеспечения "свободного" (минуя гидрораспределитель) слива в гидробак и комплект дренажа гидромотора.

Комплект свободного слива состоит из рукава 2SN 20 DKOL 90/DKOL/3200, переходника 14/8-290/L18-22VDM (М30х2-М26х1,5), разрывной муфты CPV082/2615F, клапана CNV082/2615M и двух хомутов 30-20-М8.

Комплект "свободного" слива рекомендуется устанавливать при расходе рабочей жидкости для гидромотора свыше 40 л/мин.

Монтаж комплекта свободного слива производить следующим образом:

  • демонтировать заглушку со штуцера крышки фильтра гидробака (правой по ходу трактора);
  • установить рукав 2SN 20 DKOL 90/DKOL/3200, фитинг с арматурой 90°, соединить со штуцером крышки фильтра гидробака;
  • закрепить рукав на бонках "А" и "Б" топливного бака с применением хомутов 30-20М8, хомуты крепить к бонкам штатными болтами. При этом на участке "В" рукава обеспечить "провис" (примерно 1000...1200 мм от штуцера крышки гидробака до бонки "А") для исключения повреждения рукава при складывании трактора вокруг вертикального шарнира;
  • фитинг "Г" рукава через переходник 14/8-290/L18-22VDM (M30x2-M26x1,5) соединить с разрывной муфтой CPV082/2615F;
  • клапан CNV082/2615M соединить с трассой возврата рабочей жидкости из гидромотора.

Комплект дренажа состоит из трубы 744Р2-4600010; болта зажимного 700.11.00.039, двух медных прокладок 12М1, рукава 2SN 10 DKOL/DKOL, L=3700, переходника 15-290/L1812 и муфты CPV082/2615F.

Монтаж комплекта дренажа производить следующим образом:

  • демонтировать пробку М12 на стенке гидробака со стороны кабины;
  • установить на бобышку бака трубу 744Р2-4600010 с болтом 700.11.00 и прокладками 12М1;
  • подсоединить к трубе рукав 2SN10 DKOL/DKOL, L=3700 и проложить его по трассе, закрепив пластиковыми хомутами к рукавам;
  • подсоединить к свободному концу рукава переходник и муфту. К муфте подключить клапан трассы дренажа (утечек из корпуса гидромотора) сельскохозяйственного орудия.

 

ВНИМАНИЕ!
К данной трассе следует подключать только дренажную линию гидромотора (при наличии). Подсоединять к ней линии слива запрещается.

 

Установка трасс свободного слива и дренажа

В одной из секций гидрораспределителя установлен регулятор потока (рукоятка секции - дальняя от оператора).
Регулировочный винт регулятора расположен в верхней части секции, спереди (по ходу трактора) от золотника (см. рисунок ниже).

Положение регулировочного винта "вывернут до упора" соответствует максимальному значению расхода масла через секцию к крайней правой (по ходу трактора) паре быстросоединяемых муфт для выносных гидролиний, положение "завѐрнут до упора" - соответствует "0-му" расходу.

Во избежание перегрева гидросистемы пользоваться регулятором потока можно только при комплектации трактора насосом с регулируемой подачей. При комплектации системы нерегулируемым насосом винт должен быть вывернут до упора.

Гидрораспределитель (вид сверху)

Для присоединения к дистанционным гидролиниям трактора соответствующих гидролиний гидросистемы сельскохозяйственной машины или орудия, агрегатируемых с трактором, предотвращения вытекания масла из гидрошлангов высокого давления при их рассоединении или аварийном разрыве предназначены три пары быстросоединяемых разрывных устройств (рис. 25).
Для снижения пиковых нагрузок, возникающих при переключении золотников гидрораспределителя рабочего оборудования в гидросистеме трактора (в трассе "насос - гидрораспределитель"), установлены гидроаккумулятор и предохранительный клапан (приложения 2 и 2А).
Гидроаккумулятор представляет собой герметичный сосуд, находящийся под высоким давлением.

ВНИМАНИЕ! Гидроаккумулятор не подлежит обслуживанию, разборке и ремонту. Не производите сварочных, паяльных или механических работ на корпусе аккумулятора.
Сварка или пайка могут привести к взрыву!

 

Механические воздействия на корпус могут привести к его повреждению и потере работоспособности гидроаккумулятора. Обращайте повышенное внимание на необходимость выполнения монтажно-демонтажных работ в гидросистеме только при отсутствии в ней давления.

Для наружного освещения и сигнализации на тракторе установлены две транспортные фары с дальним и ближним светом, восемь фар рабочего освещения, четыре указателя поворота, четыре габаритных фонаря, "Знак автопоезда", два боковых повторителя указателя поворота, два фонаря "Стоп-сигнала".

Гидрообъемное управление поворотом трактора, регулируемая по углу и высоте рулевая колонка, щиток приборов с автоматическим контролем за работой систем трактора значительно облегчают труд водителя.